Общее·количество·просмотров·страницы

Материалы к урокам русского языка


Видеоуроки
5 класс
Видеоуроки за год
Твердые и мягкие согласные звуки


Правописание безударной гласной
Безударные гласные в приставка. Буквы И,У,А после шипящих
Правописание глухих и звонких согласных
Повторение  сведений о частях речи
Имя существительное как часть речи
Окончание имен существительных
Имя прилагательное как часть речи
Безударные гласные в окончаниях имен прилагательных
Глагол как часть речи
Личные окончания глаголов
НЕ с глаголами. -ТСЯ и -ТЬСЯ в глаголах
скачать по ссылке
Местоимение как часть речи
скачать по ссылке
Дефис в местоимениях
скачать по  ссылке
Предлоги и союзы как части речи
скачать по ссылке
Частица как часть речи
скачать по ссылке
Словосочетание
скачать по ссылке
Виды предложений по цели высказывания
скачать по ссылке
Главные члены предложения 
скачать по ссылке
Тире между подлежащим и сказуемым
скачать по ссылке
Второстепенные члены предложения
скачать по ссылке
Дополнение
скачать по ссылке
Определение
скачать по ссылке
Обстоятельства
скачать по ссылке
Однородные члены предложения
скачать по ссылке
Обращения
скачать по ссылке
Предложения с вводными словами
скачать по ссылке
Сложные предложения. Понятия о союзной и бессоюзной связи
скачать по ссылке
Знаки препинания при прямой речи
скачать по ссылке
Диалог
скачать по ссылке
Фонетика. Звуки и буквы. Алфавит
скачать по ссылке
Буквы Е,Ё,Ю,Я
скачать по ссылке
Разделительные Ь и Ъ
скачать по ссылке
Безударные гласные в корне слова
скачать по ссылке
Буквы О,Ё после шипящих
скачать по  ссылке
Буквы Ы-И после Ц в корне слова
скачать по ссылке
Чередование О-А в корне слова
скачать по ссылке
Чередование Е-И в корне слова
скачать по ссылке
Правописание приставок на З-С-
скачать по ссылке
Буквы Ы-И после приставок на согласную
скачать по ссылке
Правописание приставок ПРЕ-ПРИ-
скачать по ссылке
Способы словообразования
скачать по ссылке
Слитное и дефисное написание сложных слов
скачать по ссылке
Написание слов с ПОЛ-,ПОЛУ-
скачать по ссылке
Веселые уроки РАДИОНЯНИ
скачать по ссылке
   

6  КЛАСС
ВИДЕОУРОКИ  НА ГОД
СКАЧАТЬ ПО ССЫЛКЕ



7  КЛАСС
ВИДЕОУРОКИ НА ГОД
СКАЧАТЬ ССЫЛКЕ

8 КЛАСС
ВИДЕОУРОКИ
СКАЧАТЬ ПО ССЫЛКЕ

9 КЛАСС
ВИДЕОУРОКИ
СКАЧАТЬ ПО ССЫЛКЕ

ЕГЭ
ВИДЕОУРОКИ
СКАЧАТЬ ПО ССЫЛКЕ



УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА ПО ФГОСАМ
СКАЧАТЬ ПО ССЫЛКЕ

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ УРОКОВ ПО ФГОСАМ
ч. 1      скачать по ссылке


ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ УРОКОВ ПО ФГОСАМ
ч. 2  скачать по ссылке
Материалы к урокам по фгосам
Урок № 1. Понятие о причастии.

Целевая аудитория: 6 класс.

Тип урока: вводный урок по теме «Причастие»

Знать: 1) понятие причастия
            2)грамматические признаки причастия
Понимать: 1) как отличать причастие от прилагательного
Уметь: 1) видеть причастия в словосочетаниях и предложениях
             2) отличать от прилагательных
             3) находить определяемое слово в словосочетании с причастием
             4) структурировать теоретический материал
Анализ: 1)анализировать причастия как часть речи
Синтез: 1)уметь составлять предложения с причастиями

Ход урока
1.   Вступительное слово учителя.
Ребята, сегодня у нас необычный урок. В течение всего занятия каждый из вас будет выполнять различные задания, которые в зависимости от сложности будут оцениваться  определенным количеством баллов. Работа на уроке будет оценена по сумме набранных баллов.
2.Ознакомление с технологической картой урока.
- Рассмотрите технологическую карту урока, напишите в специальной строке свою фамилию и имя.
- Прочитайте, какое максимальное количество баллов можно набрать за урок.
3. Переход к новой теме.
СТАДИЯ  «ВЫЗОВ»
Обратимся к приложению к уроку.
   Задание 1.  Перед вами две группы слов. Выделите в них корень. Какие это слова? (Однокоренные). Найдите лишнее слово (слова) в каждой группе.
Синий                                                                            бежал
Синеватый                                                                   Прибежавший
Синеющий                                                                    Бегущий

- В чем особенность этих слов? - Можно ли считать слова синеющий                                                                    бегущий, прибежавший  прилагательными?
- Почему?
Сегодня мы с вами познакомимся с новой частью речи – причастием.
- Объясните, как вы понимаете это слово?
В.И. Даль в своем «Толковом словаре живого великорусского языка» писал: « Часть речи, причастная к глаголу, в образе прилагательного».
- Как вы можете объяснить эти слова?
4.Этап 1 (знание)   СТАДИЯ  «ОСМЫСЛЕНИЕ»
Задание 1  См. ПРИЛОЖЕНИЕ
Давайте посмотрим, в чем же особенность причастия.
Синеющий  
Отвечает на вопрос________________________
 Синеющий небосвод   ---согласуется с какой частью речи?_____________________  


 
Синеющий,

Синеющая,  ------------   изменяется по ………………….
синеющее


 
синеющий

синеющие_____ изменяются по __________________


 
о синеющем

синеющему        изменяются по _____________________


Задание 2  См. ПРИЛОЖЕНИЕ
Синеющий  
Отвечает на вопрос________________________
Синеющий небосвод   ---согласуется с какой частью речи?_____________________  


 
Синеющий,

Синеющая,  ------------   изменяется по ………………….
синеющее


 
синеющий

синеющие_____ изменяются по __________________


 
о синеющем

синеющему        изменяются по _____________________



Синеющий  
Отвечает на вопрос________________________
Каков способ образования слова? От какой части речи образовано? _________________
Обозначает _________________________________________
Синеющую
Синевшую        изменяется по _______________________________
 
Синеющую
Просиневшее       изменяется по ________________________________  
синеющий на небосводе  -  причастие может иметь при себе _______________________

Этап 2 (понимание)
Сегодня на уроке вы должны научиться отличать причастие от имени прилагательного. Сначала обратимся к рубрике «Возьмите на заметку» (стр.127)
Потренируемся, выполняя упр. 302 (стр.128). Устная работа.
Мы уже знаем из предыдущих заданий, что причастие в словосочетании может выступать как в роли зависимого слова, так и главного (определяемого).  См.  ПРИЛОЖЕНИЕ. К уроку.
Задание 1
Определите, в какой роли (главного или зависимого слова) выступает причастие в данных словосочетаниях.
В бушующем море, висевших в воздухе, надвигающаяся непогода, опавшие листья,  ведущая в парк.
Задание 2
Из данных предложения выпишите словосочетания с причастиями, определите роль причастий в них.
  1. Ярко пылающие искры были похожи на большие звезды.
  2. Небо было все в звездах, излучающих ровный, тихий свет.
  3. Изредка доносились  ночные шорохи и звуки, приглушенные лесом.


Этап 3 (применение)
Мы научились видеть причастие. А теперь попробуем сами его образовать.
Задание1
Я могу заменить предложенные словосочетания на словосочетание ПРИЧ.+..СУЩ.
Шарик, который летит. Костер, который искрится. Пруд, который зарос. Солнце, которое заходит.


Задание2
Я могу заменить предложенные словосочетания на словосочетание ПРИЧ.+..СУЩ.
Шарик, который летит. Костер, который искрится. Пруд, который зарос. Солнце, которое заходит.
Я могу составить 2 предложения с полученными словосочетаниями.


Этап 4 (анализ)
Задание 1
Просмотрев записи урока, я могу записать выводы в таблицу
                                      Признаки причастия
Признаки глагола
Признаки прилагательного











Задание 2

Просмотрев записи урока, я могу записать выводы в творческой работе  «Автобиография причастия»
Автобиография причастия ЛЕТЯЩИЙ
Я, причастие ЛЕТЯЩИЙ, происхожу из семьи __________________________________________________________________________. Мой отец оставил мне значение ____________________________________________. Мать оставила в наследство вопрос _______________________, свою синтаксическую роль __________________.  Она научила изменяться по родам, числам и падежам. Вот сейчас я стою в форме ___________________________.

Этап 5 (синтез)   СТАДИЯ  «РЕФЛЕКСИЯ»
Выполним творческую работу.
Задание 1
 По иллюстрации составьте предложения, употребив в них причастия.
Составьте небольшой текст по иллюстрации, употребив в нем причастия.
«АВТОРСКОЕ КРЕСЛО».
-Ребята, кто из вас готов прочитать свои творческие работы? Приглашаю занять авторское кресло.



Д. З.
1.Нарисуйте родословное дерево причастия.
2.Составить сказку о жизни причастия.

Приложение к уроку « Что такое причастие»

   Задание 1.  Перед вами две группы слов. Выделите в них корень. Какие это слова? Найдите лишнее слово в каждой группе.
Синий                                                                           Бежал
Синеватый                                                                   Прибежавший
Синеющий                                                                   Бегущий

- В чем особенность этих слов? - Можно ли считать слова Синеющий                                                                    Бегущий, Прибежавший  прилагательными?
- Почему?
Сегодня мы с вами познакомимся с новой частью речи – причастием.
- Объясните, как вы понимаете это слово?
В.И. Даль в своем «Толковом словаре живого великорусского языка» писал: « Часть речи, причастная к глаголу, в образе прилагательного».
- Как вы можете объяснить эти слова?


Этап 1 (знание)
Задание 1  См. ПРИЛОЖЕНИЕ
Давайте посмотрим, в чем же особенность причастия.
Синеющий  
Отвечает на вопрос________________________
 Синеющий небосвод   ---согласуется с какой частью речи?_____________________  

Синеющий,

Синеющая,  ------------   изменяется по ………………….
синеющее

синеющий

синеющие_____ изменяются по __________________

о синеющем

синеющему        изменяются по _____________________


Задание 2  См. ПРИЛОЖЕНИЕ
Синеющий  
Отвечает на вопрос________________________
 Синеющий небосвод   ---согласуется с какой частью речи?_____________________  

Синеющий,

Синеющая,  ------------   изменяется по ………………….
синеющее

синеющий

синеющие_____ изменяются по __________________

о синеющем

синеющему        изменяются по _____________________


Синеющий  
Отвечает на вопрос________________________
Каков способ образования слова? От какой части речи образовано? _________________
 

Синеющую
Синевшую        изменяется по _______________________________
 

Синеющую
                            изменяется по ________________________________   (вид)

синеющий на небосводе  -  причастие может иметь при себе _______________________

Этап 2 (понимание)
Задание 1
Определите, в какой роли (главного или зависимого слова) выступает причастие в данных словосочетаниях.

В бушующем море, висевших в воздухе, надвигающаяся непогода, опавшие листья,  ведущая в парк.

Задание 2
Из данных предложения выпишите словосочетания с причастиями, определите роль причастий в них.
    1. Ярко пылающие искры были похожи на большие звезды.
    2. Небо было все в звездах, излучающих ровный, тихий свет.
    3. Изредка доносились  ночные шорохи и звуки, приглушенные лесом.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Этап 3 (применение)
Мы научились видеть причастие. А теперь попробуем сами его образовать.
Задание1
Замените предложенные словосочетания на словосочетание ПРИЧ.+..СУЩ.
Шарик, который летит. Костер, который искрится. Пруд, который зарос. Солнце, которое заходит.


Задание2
Замените предложенные словосочетания на словосочетание ПРИЧ.+..СУЩ.
Шарик, который летит. Костер, который искрится. Пруд, который зарос. Солнце, которое заходит.
Составьте 2 предложения с полученными словосочетаниями.



Этап 4 (анализ)
Задание 1
Просмотрев записи урока, запишите выводы в таблицу
                                     
Признаки причастия

Признаки глагола
Признаки прилагательного











Задание 2

Просмотрев записи урока, запишите выводы в творческую работу  «Автобиография причастия»
Автобиография причастия ЛЕТЯЩИЙ

Я, причастие ЛЕТЯЩИЙ, происхожу из семьи __________________________________________________________________________. Мой отец оставил мне значение ____________________________________________. Мать оставила в наследство вопрос _______________________, свою синтаксическую роль __________________.  Она научила изменяться по родам, числам и падежам. Вот сейчас я стою в форме ___________________________.

Этап 5 (синтез)
Творческое задание.
Задание 1
Я могу по иллюстрации составить предложения, употребив в них причастия.
Задание 2
Я могу составить текст, используя причастия.

Д. З.
1.Нарисуйте родословное дерево причастия.

2.Составить сказку о жизни причастия.




Двоеточие в бессоюзном сложном предложении

1.     Повторение
Блиц-опрос:
- Какие предложения называются сложными?
- Какие две группы сложных предложений вы знаете?
- Чем отличаются союзные сложные предложения от бессоюзных?
- Какие предложения называются бессоюзными?
- В каких случаях в БСП ставится запятая, а в каких – точка с запятой? Примеры из домашнего упражнения?
Составьте предложения по схемам:         СЛАЙД 1
[      ],   [     ],    [     ].       
[    ] ;      [      ].

2.     Переход к новой теме.
Запишите предложения, расставив знаки препинания, и скажите, что их объединяет?    СЛАЙД 2
1.Однажды Анатоль Франс сказал   Словарь является вселенной, уложенной в алфавитном порядке . 
2. В моей домашней библиотеке находятся книги разных жанров  исторические, научные, фантастика, классика.
3. Любите книгу  она поможет вам разобраться в пестрой путанице мыслей. (Пушкин)
ПРОВЕРКА.  СЛАЙД3

3.     Новая тема.
1.Создание проблемной ситуации:  СЛАЙД 5
Сопоставьте предложения
Народ без книги похож на человека, бредущего с завязанными глазами, потому что он не видит мира.
Народ без книги похож на человека, бредущего с завязанными глазами: он не видит мира
Народ без книги похож на человека без зеркала, так как ему нельзя увидеть свое лицо.
Народ без книги похож на человека, бредущего с завязанными глазами: он не видит мира

- Какие это предложения?
Как вы думаете, почему я поставила разные знаки препинания?
-Прочитайте предложения и скажите,  какие кажутся вам более выразительными?

Почему и в каких случаях мы ставим двоеточие в бессоюзном сложном предложении  нам сегодня предстоит узнать. Запишите тему урока: Двоеточие в бессоюзном сложном предложении .




2. Чтение теоретического материала по учебнику.
Коллективное заполнение таблицы:  СЛАЙД  5

Смысловые отношения
Можно вставить союз
примеры
Пояснение

А именно
То есть

дополнение
что

Причина

Потому что
Так как


Запишите предложенные предложения в соответствующую строчку.
1.     А.Моруа верил: время – самый честный критик  (2) во что?
2.     Взгляд художника на явления жизни отличается от обыкновенного: он более страстен и более холоден. Потому что (3)
3.     Я люблю читать книги  мои любимые детективы и фантастика
По какому принципу вы разделяли их по строчкам? (По смыслу)
Давайте сделаем вывод: При каком условии ставится двоеточие  в БСП
Вывод: СБП выполняет свою обычную функцию – разъяснительно-пояснительную.

3. Тренировочные  упражнения
 - Расставить знаки препинания. Устно произведите синонимичную замену СПП.

1.Книг я читаю много:  это доставляет мне удовольствие.  (потому что) . Причина
Прочитайте предложения, соблюдая правильную интонацию. Ведь употребление двоеточия требует особой интонации, предупреждающей о том, что в последующей части содержится пояснение или обоснование, мотивировка содержания предыдущей части.
2. Все хорошие книги похожи друг на друга:   они правдивее жизни  (потому что)  причина
Ф.М. Достоевский
3. Вовремя прочитанная книга – огромная удача:  она способна изменить жизнь.  Так как  причины
4. Я убежден лишь в одном: вдохновение приходит во время труда. (в чем?) объяснение


- задание творческое: составьте 2 СБП со значением пояснения. Например:
Мне нравится читать книги: из них узнаешь много интересного.


- Работа с текстом
«Положи свое сердце у чтения»
     (1)Книга и чтение были предметом прославления во все времена и у всех народов. (2)Еще при зарождении письменности почти шесть тысяч лет назад в одном египетском папирусе  было написано:  «Положи свое сердце у чтения». (3)Какие удивительные и задушевные слова!
     (4)Книга и чтение – это великие учителя и воспитатели человеческих душ. (5)Вдумаемся в слова А.И. Герцена:  «Вся жизнь человечества последовательно оседала в книге племена, люди, государства исчезали, а книга оставалась. (6)Она росла вместе с человечеством, в ней кристаллизовались все учения, потрясавшие умы, и все страсти, потрясавшие сердца».
     (7)Русский историк и писатель Н.М. Карамзин писал, что история ума представляет две главные эпохи изобретение букв и изобретение типографии. (8)Все другие были их следствием.
     (9)История письменности – это история человеческой культуры.
    
- Внимательно прочитайте текст.
Найдите БСП с двоеточием.
Объясните постановку двоеточия в других предложениях.
Сочинение-миниатюра: «Значение двоеточий в речи»  (около 5 предложений).


Итоги урока.
Все ли сегодня было понятно?


Д.З. Из поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души» выпишите 5  СБП, сделав их  пунктуационный разбор.

Комментариев нет:

Отправить комментарий