Общее·количество·просмотров·страницы

Материалы к урокам литературы


Рецензия
Рецензия (от лат. recensio «рассмотрение») — отзыв, разбор и оценка нового художественного, научного или научно-популярного произведения; жанр критики, литературной, газетно-журнальной публикации.
Рецензию характеризует небольшой объём и краткость.
Рецензент занимается в первую очередь новинками, о которых практически еще никто не писал, по поводу которых еще не успело сложиться определенное мнение.
В классике рецензент обнаруживает, прежде всего, возможность её актуального, остросовременного прочтения. Любое произведение нужно рассмотреть в контексте современной жизни и современного литературного процесса: оценить его именно как новое явление. Такая злободневность является непременным признаком рецензии.
Под сочинениями-рецензиями мы понимаем такие творческие работы:
  • небольшая литературно-критическая или публицистическая статья (часто полемического характера), в которой рассматриваемое произведение является поводом для обсуждения актуальных общественных или литературных проблем;
  • сочинение, которое в большей степени лирическое размышление автора рецензии, навеянное чтением произведения, чем его истолкование;
  • развёрнутая аннотация, в которой раскрывается содержание произведения, особенности композиции и одновременно содержится его оценка.
Под школьной экзаменационной рецензией понимается рецензия — развернутая аннотация.
Примерный план рецензии на литературное произведение.
1.     Библиографическое описание произведения (автор, название, издательство, год выпуска) и краткий (в одном-двух предложениях) пересказ его содержания.
2.     Непосредственный отклик на произведение литературы (отзыв-впечатление).
3.     Критический разбор или комплексный анализ текста:
— смысл названия
— анализ его формы и содержания
— особенности композиции
— мастерство автора в изображении героев
— индивидуальный стиль писателя
4.     Аргументированная оценка произведения и личные размышления автора рецензии:
— основная мысль рецензии
— актуальность тематики произведения
В рецензии не обязательно присутствие всех вышеперечисленных компонентов, главное, чтобы рецензия была интересной и грамотной.
Принципы рецензирования.
Импульсом к созданию рецензии всегда служит потребность выразить своё отношение к прочитанному, это попытка разобраться в своих впечатлениях, вызванных произведением, но на основе элементарных познаний в теории литературы, подробного анализа произведения.
Читатель может сказать о прочитанной книге или просмотренном фильме «нравится — не нравится» без доказательств. А рецензент свое мнение должен тщательно обосновать глубоким и аргументированным анализом.
Качество анализа зависит от теоретической и профессиональной подготовки рецензента, его глубины понимания предмета, умения анализировать объективно.
Отношения между рецензентом и автором — творческий диалог при равном положении сторон.
Авторское «я» проявляется открыто, чтобы рационально, логически и эмоционально воздействовать на читателя. Поэтому рецензент использует языковые средства, совмещающие функции называния и оценки, книжные и разговорные слова и конструкции.
Критика не изучает литературу, а судит её — с тем, чтобы сформировать читательское, общественное отношение к тем или иным писателям, активно воздействовать на ход литературного процесса.
Коротко о том, что нужно помнить при написании рецензии:
Подробный пересказ снижает ценность рецензии: во-первых, неинтересно будет читать само произведение; во-вторых, одним из критериев слабой рецензии справедливо считается подмена анализа и интерпретации текста его пересказом.
Всякая книга начинается с названия, которое в процессе чтения как-то интерпретируешь, разгадываешь. Название хорошего произведения всегда многозначно, это своего рода символ, метафора.
Многое для понимания и интерпретации текста может дать анализ композиции. Размышления над тем, какие композиционные приёмы (антитеза, кольцевое построение и т.д.) использованы в произведении, помогут рецензенту проникнуть в замысел автора. На какие части можно разделить текст? Как они расположены?
Важно оценить стиль, своеобразие писателя, разобрать образы, художественные приёмы, которые он использует в своем произведении, и обдумать, в чём заключается его индивидуальный, неповторимый стиль, чем этот автор отличается от других. Рецензент разбирает «как сделан» текст.

Школьную рецензию стоит писать так, как будто никто в экзаменационной комиссии с рецензируемым произведением не знаком. Нужно предположить, какие вопросы этот человек может задать, и попытаться заранее подготовить ответы на них в тексте.

 »  »  » Как написать отзыв о прочитанной книге?

Как написать отзыв о прочитанной книге?




Как написать отзыв о прочитанной книге?

Как написать отзыв о прочитанной книге?
Отзыв – это одна из самых часто используемых форм школьных сочинений. Написать развернутый отзыв о книге или произведении – с этой задачей учащиеся впервые сталкиваются уже в младших классах, и этот вид письменных работ будет сопровождать их вплоть до старшей школы, где отзыв сменится более сложным видом сочинения – рецензией. Впрочем, отзывы о книгах пишут и взрослые – когда произведение очень понравилось или наоборот – не понравилось совсем. Но кем бы ни был автор, для написания хорошего отзыва ему следует не только внимательно прочесть книгу, но и знать, как это пишется.
 
И хотя этот вид сочинений принято считать сложным, здесь есть огромный простор для творчества. А если вы воспользуетесь нашими рекомендациями, написать отзыв о прочитанной книге будет совсем нетрудно.

Что это и зачем?
Прежде чем начинать писать свой отзыв, нужно понимать, что это такое и зачем он вообще пишется. Итак, отзыв о книге – это высказывание, которое должно содержать мнение о прочитанном произведении и его оценку. Отзыв о книге должен быть эмоциональным и аргументированным.

Цель вашего отзыва – это, прежде всего, поделиться собственным впечатлением о книге, высказать мысли и чувства, которые она у вас вызвала, а также (возможно) привлечь к этому произведению внимание других читателей.

Нам нужен план!
С одной стороны писать любое свободное сочинение довольно легко: когда нет заданных рамок и можно озвучивать исключительно собственные мысли, у вас больше простора для творчества. Но есть у этой медали и обратная сторона – такое сочинение может оказаться довольно сумбурным. Чтобы этого не произошло, при написании отзыва лучше рассуждать последовательно и пользоваться планом.

План отзыва о книге
Введение. Здесь можно рассказать о своих читательских пристрастиях, поделиться историей – как вы познакомились с данным произведением, как проходил процесс чтения. Тут же кратко дается оценка книги – понравилась или не понравилась, заинтересовала, произвела впечатление, развеселила или показалась полезной и назидательной. В этой части обязательно нужно указать название книги и ее автора.

Рассуждение. Теперь пришла пора аргументировать свою оценку и приводить доводы. Это лучше делать последовательно и по пунктам.
  1. Насколько важна тема, затронутая автором? Актуальны ли проблемы, которые были подняты в произведении?
  2. Сделайте небольшой обзор событий, которые описаны в книге. Но ни в коем случае не пересказ сюжета. Отзыв ориентирован на человека, который, возможно, не читал произведения, так что не раскрывайте все секреты: если вы пишете о детективе – можно описать завязку, но ни в коем случае нельзя указывать, что убийцей оказался садовник. При этом можно обозначить самые важные эпизоды.
  3. Оценка персонажей, их действий. Здесь не нужно описывать всех участников – достаточно двух-трех главных героев книги. Обязательно нужно выразить свое отношение к героям и их судьбам
  4. Особенности книги. Возможно, это произведение написано очень интересным языком, а может, вам понравились забавные диалоги, красивые описания природы, необычное построение сюжета, трогательная история, читая которую, вы не смогли сдержать слез, – все это нужно отметить.
  5. Итог рассуждений – ваши мысли и чувства относительно прочитанной книги.

Обобщение. Здесь вы можете сравнить это произведение с другими: или произведениями этого же автора, или с произведениями в этом же жанре. В обобщении вы можете сказать, что намерены продолжить знакомство с этим автором, прочитать другие его книги. Или же порекомендовать эту книгу читателям. А возможно (ведь отзыв может быть и отрицательным), посоветовать им никогда не брать в руки этой книги.

Возможные ошибки
Когда вы пишете отзыв о книге, ошибиться трудно: в конце концов, это ваше личное мнение о ней. Но некоторых неточностей все же стоит избегать.
  1. Пересказ событий не должен занимать значительную часть сочинения (об этом уже говорилось, но повторим еще раз), отзыв – это ваши впечатления от книги, а не изложение ее сюжета.
  2. Тем не менее, нельзя «плавать» в вопросах знания текста. Произведение, по которому пишется отзыв, нужно прочитать очень внимательно.
  3. Не стоит пользоваться при написании своего отзыва критикой или другими статьями об этой книге. Использование этих источников уместно при более глубоком анализе произведения, для написания отзыва это ни к чему.
  4. Непоследовательное изложение мыслей и впечатлений либо отсутствие логического перехода от одной части отзыва к другой - это то, чего следует избегать.Текст должен легко читаться.

Если внимательно отнестись к деталям, а также вспомнить всё, что впечатлило или поразило вас в произведении, написать отзыв о книге будет совсем несложно.

8 класс
Спектакль по пьесе Д. И. Фонвизина "Недоросль", часть 1
Спектакль по пьесе Д. И. Фонвизина "Недоросль", часть 2
Урок по повести Н.В. Гоголя «Шинель»


Вещь и человек в повести Н.В. Гоголя

Технология критического мышления

Санкт – Петербург
2009 г.

1. Вызов

Звучит колокольчик. Выходит ученик и наизусть читает начало повести. - Ребята, узнали начало произведения? Об этой повести Н.В. Гоголя и о ее; герое мы будем сегодня рассуждать. Тем более, что в этом году мы: отмечаем 200-летие со дня рождения.
Итак, повесть Н.В. Гоголя «Шинель», Что обычно выносится в название произведения? (Тема или основная мысль).
Значит, можно предположить, что Шинель - главное действующее лиц повести? Но шинель - это верхняя одежда, вещь, которую носит человек.

- Какую роль Шинель сыграла в жизни главного героя повести Акакия Акакиевича?    Заполните таблицу: что положительного и что отрицательного принесла шинель герою:

Проверка по СЛАЙДУ.
+
-
стал ближе к обществу
стал увереннее
забросил работу
стал делать ошибки
стал заметнее (о нем заговорили)
испытал потрясение от встречи со значительным лицом

умер

Вывод: шинель сыграла значительную роль в жизни и смерти.

2. Осмысление

Вспомните, каковы способы изображения героя? (Рисуется кластер на доске)
1) Рождение. В. какой семье родился герой? Как было дано имя? (Ответы)
СЛАЙД: Акакос по-гречески - добрый , незлобный, невинный, простодушный.
Тот, которого так называли, - человек, не имеющий злобы, простая душа. Но ведь это характеристика гоголевского героя.
Мать Акакия Акакиевича не просто выбирала имя сыну, она выбирала ему судьбу. Из 9-ти трудновыговариваемых имен она не нашла ничего подходящего и дала имя по мужу.
Тот же СЛАЙД: в русских святцах имя Акакий означает «смиренный», он же «смиреннейший», т.к. Акакий в квадрате.

2) Служба в департаменте.
А) Отношение к работе,
Б) Отношения с сослуживцами,
В) Отношения к сослуживцам.

Башмачкин титулярный советник. СЛАЙД: Табель о рангах.
Чем занят герой на работе? (Переписывал бумаги). Но посмотрите, ребята, переписывая бумаги, он вдохновенен, как поэт, как художник. Это не просто переписывание, а творчество. И в этом фантастический парадокс повести: несоответствие состояния души героя и рода его занятий. СЛАЙД: Башмачкин в департаменте. Художник Ю. Игнатьев.
Каковы были его отношения с сослуживцами? (ответы учеников).
Кто виноват в этом? Была ли у него возможность подняться до более высокого назначения и тем самым изменить к себе отношение? (Да. Ему предлагали повышение, но он отказался).
Что Акакию Акакиевичу нужно было делать, чтобы его повысили в должности? (Поменять в работе название, изменить лицо глагола).



1) Рождение. В. какой семье родился герой? Как было дано имя? (Ответы)
СЛАЙД: Акакос по-гречески - добрый , незлобный, невинный, простодушный.
Тот, которого так называли, - человек, не имеющий злобы, простая душа. Но ведь это характеристика гоголевского героя.
Мать Акакия Акакиевича не просто выбирала имя сыну, она выбирала ему судьбу. Из 9-ти трудновыговариваемых имен она не нашла ничего подходящего и дала имя по мужу.
Тот же СЛАЙД: в русских святцах имя Акакий означает «смиренный», он же «смиреннейший», т.к. Акакий в квадрате.

2) Служба в департаменте.
А) Отношение к работе,
Б) Отношения с сослуживцами,
В) Отношения к сослуживцам.

Башмачкин титулярный советник. СЛАЙД: Табель о рангах.
Чем занят герой на работе? (Переписывал бумаги). Но посмотрите, ребята, переписывая бумаги, он вдохновенен, как поэт, как художник. Это не просто переписывание, а творчество. И в этом фантастический парадокс повести: несоответствие состояния души героя и рода его занятий. СЛАЙД: Башмачкин в департаменте. Художник Ю. Игнатьев.
Каковы были его отношения с сослуживцами? (ответы учеников).
Кто виноват в этом? Была ли у него возможность подняться до более высокого назначения и тем самым изменить к себе отношение? (Да. Ему предлагали повышение, но он отказался).
Что Акакию Акакиевичу нужно было делать, чтобы его повысили в должности? (Поменять в работе название, изменить лицо глагола).

Почему отказался? (Он не хотел думать, напрягаться. Он боится большого мира, общения с людьми. Ему хорошо, спокойно в своем мирке, в своем футляре),
А каков он в быту? О чем мечтает? (Ответы. Буквы заменили семью. Разговаривает с ними.) Особенность повести - ее монологичность.

ЭТО ДО ПОЯВЛЕНИЯ ШИНЕЛИ.

Какое событие нарушило привычную жизнь? ( Акакий Акакиевич Заметил, что его шинель стала тонкой, что ему холодно в ней. Порвалась она, и он идет к Петровичу).
СЦЕНКА: Башмачкин у Петровича.

Индивидуальное задание: рассказ о появлении шинели в жизни героя. Вернемся к таблице: что можно дописать?

             
+
-
Сделался счастливым
очень экономил

Итак, герой не работал, сибаритствовал. Как понимаете значение слова? (Ответы).
СЛАЙД:
Сибарит – праздный, избалованный роскошью человек.
Сибаритствовать – вести жизнь сибарита.
Академический толковый словарь.

       Как же получилось, что шинель исчезла? (Индивидуальное задание. Выбор. Пересказ)
Что не понял, не осознал Акакий Акакиевич? (Человеку в такой дорогой шинели не пристало ходить одному пешком по пустынным улицам вечером. Человек, имеющий такую дорогую шинель, ездит в карете, пролетке... Поменяв шинель, Башмачкин не поменял статус).

Что же делать ему теперь? Потерян смысл жизни. Он ищет защиты и отправляется к значительному лицу.
Выразительное чтение по ролям (учитель и 2 ученика).

Каким вы увидели героя? Изменила ли его шинель? (Нет, каким был маленьким человеком, таким и остался. Герой не задумывается о собственном ничтожестве, о том, что нельзя терять свое лицо).

Как вы думаете, почему?
Так изменила ли шинель Акакия Акакиевича? (Наверное, кет. Вещь не главное в жизни человека. Она не может сделать его лучше, нравственнее, духовнее...)

3. Вывод. Рефлексия.

Ответьте на вопрос: «Оптимистична или пессимистична повесть»?




5 класс


Открытый урок литературы в  5 –в классе по сказке
К. Паустовского «Теплый хлеб».
1. Вызов.
Слайд 1. Разные портреты писателя. Посмотрите внимательно: что вы можете сказать об этом человеке.
Это портрет К. Паустовского, автор сказки «Теплый хлеб», с которой вы познакомились дома.
- Какие еще пр-ния писателя вы читали? О чем они?
-Если бы вам понадобилось пересказать сказку «Т.Х.» одним пр-ем, как бы вы это сделали? (В сказке говорится о том,…….   Как один мальчик поссорился с конем, и из-за этого деревня, в которой они жили, должна была погибнуть, но добрые люди помогли мальчику исправить положение).
2. Стадия осмысления
Итак, сказка «Т.Х.». Она написана через 9 лет после победы в В.О. войне. События, описанные в ней, происходят во время Гражданской войны. Очень трудное и голодное время.
- Как вы понимаете значение слова «хлеб»? (Это житейская необходимость, потребность).
- Но рассказ называется ТЕПЛЫЙ хлеб». Что обозначает слово ТЕПЛЫЙ?
Слайд 2. Теплый от старославянского – жар, огонь. Т.О., теплый хлеб несет в себе символическое значение. Хлеб – это чудо, тепло, кот. рождает в живом существе особое чувство). Хлеб, сделанный с теплом души, с любовью.
-Где происходят события? (В деревне Бережки)
_Что вы можете сказать о названии деревни* ( Образовано от слов «беречь», оберегать»).Само название говорит о том, что люди, живущие в деревне должны беречь друг друга, жить мирно, приносить друг другу добро.
- Закончите пр-ние: Приносить людям добро – это значит …..
Кластер                                          мир   
                              Хор.поступки                                          свет
мама                                                                                          солнце
                                                         Добро   
                     радость                                        
                                           счастье                            любовь

Слайд 3    Он (Паустовский) не  был сказочником. Он был рассказчиком, который облегчал рассказом трудность добра.  В.Шкловский.
- Какое словосочетание показалось  странным? Неужели творить добро трудно?
На это вопрос мы попробуем сегодня найти ответ.
Определим круг героев.
Кто главный герой, вокруг которого происходит действие?
                                                                                        сорока
                                   бабка
мельник
                                                            ФИЛЬКА                                  конь
ребята       


                                                                                                       ветер
старики                                        

- Что можете рассказать о главном герое? (Молчаливый, недоверчивый. Равнодушен ко всем. Даже к играм. Ленивый. Любимая фраза «Да ну тебя!».
- Что означает эта фраза?
В один из дней (читаю текст) в калитку Филькиной избы постучался конь. Да непростой. Что это был за конь?  Раненый. Конь-солдат. Раненых всегда выхаживали, заботились о них.
_А что же сделал Филька? Филька в это время ел хлеб. Герой бьет коня, , закидывает хлеб в снег. А мы в начале урока выяснили, что хлеб сделан с любовью во имя жизни. Называет его дьяволом и христорадником.
_Кто такой дьявол? Подберите синонимы( нечистый дух, злоба, бес, сатана, черт).
- А кто такой христорадник?  СЛАЙД 4
-А ведь конь в русской традиции является символом доброты и счастья.
-А вы знаете, что обозначает имя Филипп? СЛАЙД 5  Филипп – греч. – любитель лошадей.
Соответствует ли имя мальчика его поступкам?
Сравнительный анализ эпизодов.
1.      Описание природы до встречи Фильки с конем (со слов «Зима в этом году стояла теплая…»),
2.      Описание метели (От слов: «Слеза скатилась у коня из глаз…»)
!-й эпизод: теплая погода, вода не замерзла, скоро начнет работу мельница и дасть людям жизнь – хлеб.
2-й – ревер, обезумев, метель. Ревет, как человек. Какой прием использовал автор?  Олицетворение.
Метель началась в тот момент, когда Филька обидел коня. В этом поступке – неуважение к природе. Конь и человек 0 часть природы. Обидев коня, Филька оскорбил окружающий мир. Природа решила заступиться за коня. Злой человек принес зло живому существу. Все сковало льдом. Слезы бабушки – это и слезы всей деревни. Даже Филькам заплакал от страха.
- Зачем бабушка рассказала Фильке легенду столетней давности? Истории чем-то похожи?  (чтобы задумался над тем, что совершил).
-Зачем Филька, такой равнодушный, ленивый, боязливый, НОЧЬЮ побежал к мельнице? Легко ли было ему идти к мельнику? Почему?
_Смог ли герой рассказать о своем проступке? Как его это  характеризует?
_ Что советует Панкрат герою ?  СЛАЙД 6  ПАнкрат – всесильный). ПАнкрат предлагает раскаяться. Что это значит?  (отречься о  дурной прежней жизни, сознательно начав новую)
-Каким должен быть человек, по мнению Панкрата? (живущим по совести, чистым, веселым).
- Что происходит в природе, когда Филька покаялся? (Текст : в воздухе запахло весной…-    Тепло.  Ласка, любовь,добро….
_Чему посвящены последние строки рассказа? (покаянию Фильки. Примирению с конем).
Это очень трогательный момент : момент обретения друга. И никто никогда, хочется верить, не назовет Фильку «Да ну тебя».
Мельница заработала, вместе с горячей мукой в дома вошло тепло, зажигающее людские сердца добром. И по всей деревне стоял запах теплого хлеба. Произошло чудо – зло, лихо отступило перед добром.

3.      Рефлексия.
- Как бы вы теперь объяснили название сказка Паустовского?
Д.З. ответить на вопрос: Чему учит сказка «Теплый хлеб»?
10 класс
Спектакль "Гроза"  Островского
скачать по ссылке
Спектакль "Бесприданница"
скачать по ссылке
Фильм Михалкова "Жестокий   романс"
скачать по  ссылке
Спектакль "Вишневый сад" Чехова
скачать по ссылке



3 комментария:

  1. Елена Владимировна, можно ли добавить материалы для подготовки к экзамену по литературе? Разрешено ли пользоваться текстами на экзамене?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Нет, текстами пользоваться нельзя.

      Удалить
    2. Материалы к экзамену по литературе находятся на новой страничке: смотри ленту новостей

      Удалить